В России разработали экопленку, которая укажет на порчу продуктов

Для увеличения срока хранения продуктов и предотвращения гниения, ученые Южно-Уральского государственного университета разработали биоразлагаемые пленки, которые также сигнализируют о потере свежести.

Эта инновационная технология может стать заменой пластиковым пищевым упаковкам. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Sustainability.

Ученые кафедры "Пищевые и биотехнологии" ЮУрГУ пояснили, что для создания биоразлагаемых пленок был использован белковый гидролизат, полученный по уникальной технологии университета. Этот компонент играет ключевую роль в функциональности и эффективности разработки.

Одним из основных преимуществ новых биоразлагаемых пленок является их способность увеличивать срок хранения продуктов без использования вредных химических добавок. Таким образом, данная технология не только экологически безопасна, но и способствует сохранению качества пищевых продуктов для потребителей.

Активные пептиды, содержащиеся в гидролизате, не только обладают антимикробным и антиокислительным действием, но и способствуют увеличению срока хранения продукта. Эти свойства делают гидролизаты важным компонентом для улучшения качества упаковки и сохранности продуктов. По словам Зининой, с использованием современных методов исследований удалось подтвердить наличие активных пептидов в белковом гидролизате.

Исследования показали, что добавление гидролизатов в состав пленок не только придает им дополнительную прочность, пластичность и эластичность, но и способствует сохранению качества упакованных продуктов на длительный срок. Это открывает новые перспективы для использования гидролизатов в пищевой и упаковочной промышленности.

Зинина подчеркнула, что современные методы анализа, такие как жидкостная хроматография с масс-спектрометрией, пептидомика и биоинформатика, играют ключевую роль в выявлении и изучении активных компонентов гидролизатов. Эти методы позволяют более глубоко понять механизмы действия пептидов и их влияние на свойства упаковочных материалов.

Исследователи в рамках своего проекта разработали пленки трех разных составов для улучшения сохранности фруктов и овощей. В качестве структурообразователей использовались альгинат натрия, агар-агар и пектин, а общим компонентом-пластификатором во всех пленках был глицерин, а в качестве активного компонента применяли белковый гидролизат.

Экспериментальное исследование показало, что плоды черешни и томаты черри, покрытые разработанной пленкой, демонстрировали меньшую усушку и сохраняли свою свежесть на длительный срок. Это означает, что использование таких пленок может значительно продлить срок хранения свежих продуктов и уменьшить их потери.

Инновационный подход к созданию пленок для упаковки фруктов и овощей открывает новые перспективы для продуктовой индустрии. Дальнейшие исследования в этом направлении могут привести к разработке более эффективных материалов, способных улучшить качество и сохранность сельскохозяйственной продукции.

Эксперименты, проведенные Зининой, показали, что все варианты пленки обладают одинаковыми свойствами, но в разной степени. Это открывает возможность точно подобрать упаковку для любого пищевого продукта, учитывая его особенности, такие как степень влажности, текстура и склонность к порче.

Следует отметить, что ключевым преимуществом новой биоактивной пищевой пленки является ее полная биоразлагаемость благодаря натуральному составу. Под воздействием влаги, микроорганизмов почвы и химических элементов происходит ускоренный процесс разложения пленки. Всего за две недели исходный материал превращается в биогумус.

Это открытие может иметь значительное значение для борьбы с проблемой загрязнения пластиком и создания более экологически чистых упаковочных материалов. Биоразлагаемые пленки могут стать важным шагом к устойчивому развитию и сохранению окружающей среды.

Исследовательская группа разработала инновационный продукт - пищевую пленку-биосенсор с добавлением сока жимолости, содержащего антоцианы. Эти растительные пигменты способны менять цвет в зависимости от условий окружающей среды, что делает пленку идеальным индикатором свежести продуктов.

С помощью пленки красного цвета, содержащей сок жимолости, можно отслеживать степень свежести упакованных продуктов. При порче продукта на пленке появляются пятна фиолетового или серого цвета, что позволяет заметить изменения в продукте еще до появления видимых признаков порчи.

Этот инновационный метод помогает не только продлить срок хранения продуктов, но и обеспечить потребителя информацией о свежести товара. Пленка-биосенсор с соком жимолости становится надежным помощником в поддержании качества пищевых продуктов и защите здоровья потребителей.

Для проведения последующего этапа эксперимента, ученые планируют исследовать не только степень ингибирования роста микроорганизмов и окислительных процессов, но и влияние биоактивных пленок на сохранность различных продуктов питания, таких как хлебобулочные изделия и мясные продукты.

Исследование, проводимое учеными ЮУрГУ, направлено не только на улучшение качества продуктов питания, но и на решение экологических проблем, связанных с использованием синтетических материалов в упаковке.

Как отмечает Зинина, полиэтиленовые пакеты разлагаются около двадцати лет, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Замена полиэтилена на пленки, созданные на основе белкового гидролизата, не только снизит вред, наносимый синтетическими упаковками, но и способствует более эффективному сохранению продуктов и увеличит их срок годности.

Этот проект исследования, который является частью более крупной программы, получил финансовую поддержку Российского научного фонда. В рамках данного исследования ученые сосредоточены на изучении влияния климатических изменений на биоразнообразие региона. Работа проводится с использованием современных методов анализа данных и технологий, что позволяет получить более точные и надежные результаты. Эта финансовая поддержка играет ключевую роль в обеспечении необходимых ресурсов для успешного завершения исследования.

Кондиционеры