Ученые в России развенчали один из мифов, связанных с "чистым" земледелием

Биопродукция, выращенная без применения пестицидов и синтетических "прикормок", становится все более популярной в современном мире.

Ученые ТюмГУ провели исследование, которое показало, что такая продукция может вызывать у бактерий резистентность к антибиотикам не меньше, чем традиционно выращенные продукты с применением минеральных удобрений. Эти результаты были опубликованы в журнале Soil Ecology Letters.

Антибиотики играют важную роль в борьбе с инфекциями у людей, животных и растений. Однако, резистентность к этим лекарственным средствам становится все более серьезной проблемой. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) назвала резистентность к антибиотикам одной из десяти глобальных угроз здоровью населения всего мира.

Исследование ученых ТюмГУ подчеркивает важность баланса между экологически чистым методом производства биопродукции и необходимостью контроля за резистентностью бактерий к антибиотикам. Это напоминает о необходимости разработки устойчивых стратегий в сельском хозяйстве и медицине для сохранения эффективности антибиотиков и обеспечения здоровья людей и животных.

Тема лекарственной резистентности к антибиотикам становится все более актуальной и требует внимания специалистов различных областей. Ранее в интервью РИА Новости член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Алексей Тутельян подчеркнул, что проблема лекарственной резистентности антибиотиков связана с их нерациональным применением в сельскохозяйственном секторе.

Исследования почвы органического и традиционного полей в Ростовской области, проведенные учеными Тюменского государственного университета (ТюмГУ), также привлекли внимание к проблеме использования антибиотиков в сельском хозяйстве. Одна из площадок использовалась для выращивания органической спельты, дикого вида пшеницы, что может оказать влияние на микробиом почвы и развитие резистентности.

Важно учитывать не только медицинский, но и экологический аспект использования антибиотиков, чтобы предотвратить дальнейшее распространение лекарственной резистентности. Научные исследования в этой области могут помочь разработать более эффективные стратегии контроля за использованием антибиотиков и сохранением здоровья человека и окружающей среды.

Органические продукты – это не только продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности, изготовленная без использования синтетических пестицидов, минеральных удобрений, регуляторов роста и искусственных пищевых добавок, но и символ заботы о своем здоровье и окружающей среде. Потребители считают такие продукты более полезными, поскольку они не содержат вредных химических веществ, которые могут негативно сказаться на организме.

На втором поле, где проводились исследования тюменскими учеными, пшеницу выращивали традиционным способом земледелия с применением химических удобрений и средств защиты от вредителей. Этот подход, хоть и обеспечивает высокий урожай, но может оказывать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей.

Однако, стоит отметить, что переход к органическому методу выращивания продуктов требует больших усилий и инвестиций со стороны фермеров. Необходимо обучать сельскохозяйственных работников новым методам и технологиям, а также учитывать особенности каждого региона для эффективного внедрения органического земледелия.

Исследование микробиома двух различных участков позволило ученым прийти к интересному выводу о рисках, связанных с использованием "чистого" и "грязного" земледелия. Оказалось, что для потребителей оба подхода могут представлять одинаковую угрозу в виде резистентных к антибиотикам бактерий.

Подробнее, исследователи извлекли ДНК микроорганизмов из почвенных образцов и проанализировали их состав, обнаружив, что резистом, то есть совокупность генов антибиотикорезистентности, практически одинаков на обоих участках. Они выяснили, что хотя есть незначительные отклонения, общее количество генов устойчивости к антибиотикам примерно одинаково.

Алексей Васильченко, заведующий лабораторией антимикробной резистентности института X-Bio ТюмГУ, подчеркнул, что общее количество обнаруженных генов устойчивости к более чем 20 классам антибиотиков является значительным открытием. Эти результаты могут иметь важное значение для разработки стратегий по борьбе с резистентностью к антибиотикам и обеспечению безопасности продуктов питания.

Данное исследование показало, что биоразнообразие бактерий на органическом и традиционном полях было схожим. Однако, интересным результатом стало обнаружение различий в генах устойчивости к антибиотикам в почвах разных типов полей. Например, в органическом поле было выявлено больше генов устойчивости к тетрациклину и хинолонам, в то время как в традиционном поле преобладали гены устойчивости к бета-лактамам и гены мультирезистентности.

Ученый отметил, что ферментативная активность почвы оказалась выше в традиционном поле, где использовались минеральные удобрения для выращивания пшеницы. Это свидетельствует о том, что состав почвенного микробиома может изменяться в зависимости от типа удобрений, что влияет на его активность.

Таким образом, результаты исследования подчеркивают важность изучения влияния сельскохозяйственных практик на микробное сообщество почвы и его потенциальные последствия для экосистемы. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь разработать более устойчивые и экологически безопасные методы сельского хозяйства.

Тема: Влияние удобрений на почву и аналогия с использованием допинга в спорте.

Исследование ученого проливает свет на важность правильного подхода к удобрениям для почвы и их влияние на урожайность.

Важно понимать, что удобрения могут значительно увеличить урожайность, но при этом они также могут привести к истощению ресурсов почвы в долгосрочной перспективе.

Ученый провел аналогию между использованием удобрений и употреблением допинга в спорте, сравнивая физкультурника и спортсмена на стероидах.

"У физкультурника, как правило, все хорошо со здоровьем: у него нет спортивных травм, он может десятилетиями поддерживать свою физическую форму на высоком уровне. Однако он никогда не пробежит стометровку за рекордное время и не поднимет рекордный вес. Между тем спортсмен, употребляющий допинг, будет выдавать результаты на порядок иного уровня, но спортивная карьера – явление не долгосрочное из-за износа организма и спортивных травм", – подчеркнул ученый.

Таким образом, важно балансировать использование удобрений для почвы, чтобы обеспечить урожайность и сохранить плодородие на долгие годы, аналогично тому, как спортсмен должен стремиться к достижению результатов без вреда для своего здоровья и долгосрочной спортивной карьеры.

Тюменский государственный университет, один из ведущих вузов России, активно участвует в государственной программе стратегического академического лидерства "Приоритет-2030". Эта программа направлена на развитие высшего образования и науки в стране. В рамках этой инициативы университет реализует стратегический проект "Биобезопасный мир", который призван обеспечить безопасность в области биологии и медицины.

Проект "Биобезопасный мир" включает в себя масштабные исследования в области биотехнологий, генной инженерии, экологии и медицины. Ученые университета работают над разработкой новых методов и технологий, направленных на предотвращение угроз биологической безопасности и защиту человечества от пандемий и других опасностей.

Благодаря участию в программе "Приоритет-2030" и реализации проекта "Биобезопасный мир", Тюменский государственный университет активно внедряет инновационные подходы в образование и науку, способствуя прогрессу и развитию общества в целом.

Кондиционеры